Предисловие

"…а еще жизнь прекрасна потому,
что можно путешествовать"

Н.М.Пржевальский.

   Каждому человеку особенно близок и дорог тот край, где он родился и вырос. Для нас это Красная Поляна - небольшой горный поселок в окрестностях Сочи.
   Предлагая путеводитель по его окрестностям, авторы надеются, что читатель почувствует притягательную прелесть нашей маленькой Родины и захочет побывать в Красной Поляне в качестве желанного гостя.

Историческая справка.

"…сколько же времени прошло с тех пор
и сколько раз с тех пор все менялось в
этом непостоянном мире"

Баграт Шинкуба, Последний из ушедших.

   Территория, которая в настоящее время входит в состав Краснополянского округа, была заселена человеком около 20-35 тысяч лет назад.
   Если вы захотите ощутить прикосновение времени, то посетите пещерную стоянку человека палеолитического времени, которая была обнаружена и обследована археологами в 1,5 км от поселка Кепша в правом борту ущелья Ахцу на высоте 80 метров над уровнем Мзымты. Собственно вы увидите не пещеру, а проходную галерею со скальным навесом.
   Анализ пыльцы позволил археологам выяснить, что пещеру окружал хвойный лес, а жившие в ней люди занимались в основном охотой и собирательством. В отложениях пещеры найдены кости тура, пещерного медведя, улара и мелкие косточки мышей. Из орудий труда были найдены наконечники, отщепы, ретушеры.
   Ученые считаю , что новые поселенцы появились в этих местах во 2-3 тысячелетии до нашей эры . Пришельцы принесли с собой искусство постройки дольменов. "Народы дольменной культуры", "народы моря" называют их археологи, так как дольмены встречаются по всему Средиземноморью и имеют много общего.
   Ученые считаю , что новые поселенцы появились в этих местах во 2-3 тысячелетии до нашей эры . Пришельцы принесли с собой искусство постройки дольменов. "Народы дольменной культуры", "народы моря" называют их археологи, так как дольмены встречаются по всему Средиземноморью и имеют много общего.
   Дольмены самые древние и одни из наиболее загадочных в истории человечества архитектурные сооружения. Они по - своему красивы и удивляют четкой соразмерностью частей. Все они представляют собой четырехугольные сооружения, фасадная стенка у которых выше и шире задней, поэтому дольмен имеет трапецевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. В окрестностях Красной Поляны в настоящее время можно познакомиться с 6 дольменами в хорошей сохранности, но по-видимому дольменов в долине реки Бешенки намного больше.
   Два дольмена плиточные, но, в отличие от дольменов других мест, Краснополянские дольмены относительно миниатюрны - в три четверти человеческого роста. Фасады всех Краснополянских дольменов имеют четкую ориентировку на юг. Боковые плиты и крыша выступают за фасадную плиту, образуя портал. Передняя и задняя стенки вставлялись в пазы боковых стенок. Обращает на себя внимание стремление строителей дольменов изолировать внутренние помещения дольменов от внешнего мира. Между плитами не проходит даже лезвие ножа и каменные пробки, закрывающие входные отверстия, плотно притерты. Кроме плиточных дольменов в долине Бешенки доступны для знакомства еще четыре колодцеобразных дольмена, построенные из отдельных блоков сухой кладкой.
   Входные отверстия в дольменах разной формы. В одном из плиточных дольменов отверстие круглое в центре фасадной плиты, а у другого- в форме арки у напольной плиты. В колодцеобразных дольменах входные отверстия выполнены в цельных блоках и имеют округлую форму.
   К сожалению, только один дольмен был вскрыт и обследован археологами, а остальные - местными жителями. Большая часть предметов, найденных в дольменах, безвозвратно потеряны.
   Строители дольменов видимо были солнцепоклонниками( на дольменах были найдены солярные знаки).Использовались эти необычные сооружения для погребения членов рода .В плиточных дольменах захоронения одиночные, а в большинстве колодцеобразных- коллективные(в дольмен укладывались только крупные кости конечностей и сводовые части черепа) .
   В дольменах найдены керамическая посуда, пастовые бусы, небольшое количество бронзовых предметов. Керамика в основном миниатюрная, выполнена очень интересным способом без использования гончарного круга.
   Все особенности ритуала захоронений говорят о том, что строители дольменов верили в магическую силу душ умерших и их влияние на судьбы живых. Обращают на себя внимание необычные знаки на камнях, окружающих дольмены. На них высверлены выемки и вставлены двойные небольшие камни полукруглой формы, окрашенные охрой. Уникальны также сами колодцеобразные дольмены, стенки которых выполнены сухой кладкой - таких сооружений нет нигде, кроме Красной Поляны.
   В последнее время район дольменов охотно посещает довольно большое количество туристов, особенную заинтересованность проявляют поклонники эзотеризма, а систематических раскопок и детального изучения специалистами - археологами до сих пор не проводилось. Строительство дольменов прекратилось во 2 тысячелетии до нашей эры и судьбу их строителей очень трудно проследить. Покинули ли они эти земли, или ассимилировались с местными жителями, …кто знает?
   Археологи и историки едины во мнении по поводу того, что после удивительных изменений, внесенных в культуру местных народов строителями дольменов, никаких резких перемен в заселении описываемой территории не происходило до окончания Кавказской войны. Народы, проживавшие в районе Причерноморья, у разных авторов назывались по-разному. Древние авторы говорят о гениохах, заселяющих прибрежные территории Черного моря. Затем появляется название "саниги", а в средние века - "садзы". При этом идентифицировать древние названия народов с современными народами очень сложно.
   К моменту возникновения у России устойчивого интереса к Кавказу (т.е. к концу 19-го века) на территории современного Адлерского района по свидетельству русских офицеров проживали племена садзов. Крупная народность садзов делилась на береговых садзов-джикетов и горных садзов медовеев или медозюев. Название последних взято из рапортов русских офицеров времен Кавказской войны и представляет собой искаженное самоназвание народа "садз-мдзми". Садзы несомненно были народом родственным адыгам и абхазам. В отчетах русских офицеров их еще называли адыге или черкесы.
   В районе Красной Поляны было крупное поселение горцев - аул Кбаадэ. Черкесы занимались горно-пастбищным животноводством, горным садоводством, пчеловодством и охотой. Земли эти ничем не богаты и народ здесь жил бедный. Жилища горцев были самого простого вида: по кругу или по квадрату вбивались вертикальные колья, которые заплетались лозой и обмазывались глиной. Сверху делалась крутая крыша из драни. Дома из камня были редкостью.
   Через долину Мзымты во времена черкесов шли торговые караванные пути через перевалы Псеашхо и в районе Красной Поляны находились крепости, которые строились для ночевок караванов и защиты купцов от набегов разбойников.Эти крепости строились еще во времена раннего средневековья ,но использовались до момента окончания Кавказской войны и выселения горцев. К сожалению, памятники культуры того времени-крепости и ацангуары почти не исследованы и сохранились в виде развалин.
   Если вас заинтересует это время, лучше всего посетить развалины комплекса Ачипсинской крепости. Крепость расположена на гребне хребта Ачишхо, который занимает территорию села Эстсадка с севера.По достаточно крутому склну вы подниметесь к гребню отрога и увидите там совершенно плоскую площадку, на которой хорошо видны развалины крепости. Видно, что при сооружении стен почву со скальной основы снимали до сланца и высекали ступень, служившую опорой для основания фундамента. Стены возводили узкими ярусами до общей высоты 5-6 метров, сверху оформляли зубцами. Лучше всего стена сохранилась с северной стороны и в юго-восточном углу, где высота стены достигает 3 метров. Именно в этой части стена особенно хорошо видна и четко выделяются ранее существовавшие ворота арочной формы. В стенах видны бойницы. Часть стены была проломлена и "заштопана".На внутренней площадке крепости выделяются остатки трех башен и фундаменты каких-то сооружений.
   Кроме развалин крепостей, о культуре живших здесь народов напоминают ацангуары, назначение которых до их пор оспаривается. Наиболее приемлемым является предположение о том, что это пастушеские загоны для скота, построенные еще в период средневековья. Ацангуары довольно часто встречаются в цирках окружающих гор. Чаще всего они имеют форму кольца, и это дает повод связывать их сооружение с совершаемыми древними магическими ритуалами.
   Дотроньтесь рукой до древних камей ацангуаров и подумайте о том, что жизнь интересней и трагичней любой магии и выдумки. Вспомните о беге веков, стирающем целые народы и изменяющем окружающий мир.
   С начала 19 века Россия вела активную войну по завоеванию Кавказа и выход к берегам Черного моря. После капитуляции народов Восточного Кавказа и пленения Шамиля, война переместилась к черноморскому побережью. В мае 1864 года четыре русские армии, сломив сопротивление горцев, спустились в долину реки Мзымты. Именно на территории современной Красной Поляны окончилась многолетняя Кавказская война. В центральной части поселка еще и сейчас возвышается колоссальных размеров дуб, возле которого в мае 1864 года строились в каре солдаты русской армии для победного парада в честь окончания Кавказской войны.
   После окончания войны царское правительство приняло решение выселить горцев с Черноморского побережья и прибрежных долин.Часть население было выселено на равнины Кубани, но племена, когда-то заселявшие долину Мзымты, переселились в Турцию. Дальнейшая судьба их трагична. Большая часть погибла от эпидемии холеры, а остальные ассимилировались с местным турецким населением, потеряв национальный язык и традиции. Народа, который заселял долины наших рек, нет. Он исчез с лица нашей Земли, оставив хрупкие воспоминания в сердцах потомков о стройном стане черкешенок, обычаях чести и разбойных набегах.
   Опустевшие земли русское правительство пыталось заселить переселенцами с Кубани, но семьи казаков, привыкшие вести хозяйство на жирных кубанских черноземах, не захотели селиться на скудных землях горных склонов. Долины опустели.
   Черкесы, выселенные в Турцию, тосковали по родным горам и рассказывали о прекрасных долинах "текущих молоком и медом". Греки, жившие в Турции, услышав их рассказы, написали родственникам в Ставрополье о пустующих землях в долинах Черноморских рек. Греки обратились с прошением к царскому правительству и получили разрешение на переселение. Осенью 1878 года ставропольские греки направили двух ходоков разведать путь и осмотреть пустующие земли. В сентябре 1878 года Алексей (Мурат) Ксандопуло и Федор Фанайлов перешли через перевалы Псеашхо и добрались до просторной долины в среднем течении реки Мзымты. Никаких следов человеческого жилья уже не осталось: черкесские сакли развалились, поля заросли.
   Открывшееся пространство поразило разведчиков своей красотой и яркими оттенками красных осенних листьев и само собой родилось у них название долины Красная Поляна.
   Вскоре на эти земли переселились еще 36 греческих семей. Таким образом, 21 сентября 1878 года считается днем основания поселка, который и до наших дней сохранил ласковое название, которое дали ему первые переселенцы-греки: Красная Поляна. В школьном музее хранится генеалогическое древо первого переселенца-Алексея Ксандопуло. По нему можно определить, что в Красной Поляне живет уже 8 поколение переселенцев, которые давно стали коренными жителями этих долин.
   Через четыре года долину, расположенную в трех километрах выше по течению Мзымты, заселила эстонская община. Вот как рассказывают об этом событии потомки переселенцев. "Доведенные до отчаяния безземельем и четырьмя годами неурожаев и голода, обезумевшие люди решили, что от них отвернулся сам Господь Бог. Оставалось одно, бежать, куда глаза глядят". И в 1871 году 73 эстонские семьи собирают свой нехитрый крестьянский скарб, ремонтируют подводы и отправляются на поиски земли обетованной. Старики плакали, целовали землю и брали ее горсть с собой.
    Прошло 12 лет в страшных скитаниях и невзгодах. Везде переселенцев встречали враждебно, и им приходилось идти все дальше и дальше. Многие умерли, так и не дожив до исполнения своей мечты. Родились новые скитальцы, но уже без Родины.
   В конце концов часть семей осело в Калмыцких степях, а часть добралась до предгорий Кавказа. Именно там они услышали о предгорных долинах и тоже отправили ходоков на разведку через перевалы Псеашхо. Впервые ходоков приняли дружелюбно. Греки были рады новым соседям и при первой же встрече были оговорены условия использования земель. В 1884 году эстонцы въюками на лошадях перевезли свой скарб, перегнали скот и обосновались на новом месте. Переселенцы поняли, что на конец они нашли то, что искали долгих 12 лет. Так был основан эстонский поселок Эстосадок. До сих пор жители соседних поселений испытывают взаимную симпатию и учитывают интересы соседей при решении важных вопросов.
   Переселенцы возродили поля, занялись горным садоводством и скотоводством. Долина ожила. Медленно и неторопливо текла жизнь селений, оторванных от остальной России полным бездорожьем.
   На побережье жизнь текла еще медленней, и переселенцы не торопились заселять заболоченные малярийные низины. Но вот построили Черноморское шоссе для связи с Грузией и назначили устроителя Черноморского побережья. Устроителем назначили Н.А Абазу человека очень энергичного и хорошего организатора. По его ходатайству изучением Черноморского побережья занялась представительная комиссия, в состав которой входили такие известные ученые как географ и ботаник профессор Краснов, профессор-климатолог Воейков, профессор Пастернацкий и др. Комиссия занялась обследованием климатических особенностей территории, лечебных вод, прибрежной полосы для обустройства гаваней и т.д.
   "Нет места в Российской империи, которое могло бы сравниться с Сочи, и разве только Приатлантические Пиренеи и Западная Франция имеют что-либо подобное", - писал профессор Краснов. Горно-морской климат Красной Поляны и ее уникальные горные ландшафты также получили высокую оценку комиссии. Профессор Воейков прочил ей будущее курорта типа известных швейцарских. По рекомендации комиссии в Красной Поляне решено было обустраивать горноклиматический курорт. Еще в 1864 году, при праздновании окончания Кавказской войны ,местность получила название города Романовска, но название не прижилось.
   В 1897-1899 гг. было построено Краснополянское шоссе. Строи- тельством руководил инженер В.Константинов, памятник которому вы увидите перед въездом в тоннель ущелья Ахцу. Уникальная горная дорога построена была в короткие сроки и очень тщательно. Каждый оползневой участок внимательно обследовался, а подрезаемый дорогой склон укреплялся подпорной стенкой (на дороге было закреплено 268 оползней). Каждый ручей уводился в дренажную трубу. Дорога получилась очень живописной и качественной.
   Одновременно со строительством дороги шла планировка горно-климатического курорта Романовска. Планировка предусматривала нарезку 233 участков для жилищного строительства,69 участков - под "ремесленное" и 70 участков под дачи и сады. В центре поселка выделялся участок под городской сад, а у подножия Ачишхо под санаторий. Планы создания курорта не осуществились, но городской парк в центре и четкая планировка улиц сохранились до настоящего времени. Русское географическое общество организовывало экскурсии в Красную поляну и по ее окрестностям. В самом поселке была построена маленькая гостиница, а у круглого озера на отроге хребта Ачишхо туристический приют.
   Склоны Ачишхо, Псекахо и Аишхо выделялись для организации охотничьего заказника "императорская охота". Охотничий заказник был действительно организован, и нанятые егеря строго следили за тем, чтобы браконьерства на отведенных землях не было. Необходимо заметить, что именно организация великокняжеского заказника и охрана лесов от браконьеров позволили сохранить в этих местах ценных животных и уникальные каштановые леса. Левый берег Мзымты до реки Псоу выделялся для охоты всем желающим, которые в Сочинском лесничестве могли за относительно небольшую плату получить разрешение на охоту.
   В 1903 году для приема высоких гостей, приезжающих на охоту, был построен охотничий домик, а ниже по склону егерьский для свиты .Домики строились в строгом английском стиле. Интерьеры были оборудованы каминами, а лестницы и открытые балконы выполнены из темной древесины каштана. Местные старожилы вспоминали, что дома были построены, но обустроить их как следует, так и не успели. Однако камины топили, и кое-что из мебели и предметов украшения комнат завезли (чучела голов кабана и оленей с замечательными рогами, которые потом сохранились и в интерьере военного санатория).
   Таким образом, начало 20 века обещало Сочи и Красной Поляне близкое будущее всероссийских, а в перспективе и европейских курортов, но исторические события отвлекли умы государственных деятелей от идей создания курортных зон. Тем не менее, в то время многие участки были проданы и часть даже освоена. В Красной Поляне было построено около 20 дач, которые принадлежали довольно известным в России деятелям. Многие здания сохранились и могут быть предложены для ознакомления как экскурсионные объекты. Например, дача адвоката Наумова. В наши дни в ней располагается один из корпусов турбазы МО РФ "Красная Поляна". Адвокат строил дачу для своей больной туберкулезом дочери, а после революции пытался в ней жить. Но дачу национализировали, а адвоката выселили. Долгое время здание дачи использовали для отдыха высшего командного состава Министерства обороны СССР. Местные жители уверяют, что на даче отдыхали Сталин, Калинин, Ворошилов и Жданов, но достоверных сведений об этом не сохранилось, однако дачу называют "сталинской" и охотно показывают туристам.
   На одной из уютных и солнечных полян южного склона Ачишхо была построена дача деятеля Государственной Думы Хомякова. Ее также использовали как один из корпусов военной турбазы, а в 60-е годы нашего века она была реконструирована в государственную дачу Министра обороны СССР маршала А.А. Гречко. В наши дни ее используют для организации отдыха высшего командного состава Министерства Обороны РФ. Место это до сих пор называют "хомяковкой".
   На территории турбазы " Горный воздух" долгое время использовалось как жилой корпус бывшее здание дачи знаменитого тенора Собинова. Это было легкое двухэтажное здание с открытым балконом. Жители помнят, что на даче кроме Собинова бывал Шаляпин и другие знаменитости. Слышали, как по вечерам они музицировали. В 40-е годы дача сгорела, но о Собинове в поселке помнят до сих пор, а в школьном музее ему посвящена часть экспозиции.
   Была в поселке и дача Саввы Морозова, знаменитого текстильного магната и щедрого мецената. Дача располагалась в центре поселка. Позднее в ней размещались амбулатория и аптека.
   В Эстосадке до наших дней сохранилась дача известного эстонского писателя конца 19 века Тамсааре, которая сейчас используется как музей.
   В наши дни и "императорский охотничий домик" стал одним из наиболее популярных экскурсионных объектов. Именно возле этого домика экскурсоводы рассказывают о попытке создания горно-климатического курорта Романовска в начале 20 века.
   Сведения о дачах можно получить в школьном музее и познакомиться с ними, путешествуя по улицам поселка.
   После революции идея развития Красной Поляны как горно-климатического курорта возродилась в 70-е годы нашего века сначала у группы энтузиастов горнолыжников и альпинистов, а в 90-е годы на государственном уровне.

Hosted by uCoz